Основы юзабилити сайта

Создание качественного сайта учитывающего все нюансы его работы процесс непростой. При этом множество студий или фрилансеров заманивают заказчиков красивым дизайном, динамическими flash эффектами и обещанием высоких позиций в поисковой выдаче. Все эти достоинства легко увидеть и проследить. Но, при этом многие упускают из виду еще один важный фактор, это удобство пользования сайтом или юзабилити. Эту метрику сходу оценить очень тяжело, но продуманный удобный интерфейс сайта может принести значительно больше пользы, чем искусственное наращивание ссылочной массы для продвижения в поисковых системах или красивый flash дизайн.

Так в чем же заключается юзабилити сайта?

Прежде всего, это удобство пользования интерфейсом сайта. Сюда входят такие элементы как меню, расположение важной информации, блоки подсказки для перехода к похожей информации, кнопки возврата вверх, удобная и правильная пагинация и т.д.

Основным критерием, по которому можно оценить хорош ли юзабилити, является простота и понятность процесса доступа к нужной информации на сайте. Для этого перед созданием сайта должна быть составлена четкая схема, содержащая структуру основных и вложенных страниц. Причем схема должна позволять добраться до нужной страницы максимум в три клика.

Составление такой схемы значительно помогает дизайнеру в его дальнейшей задаче по разработке сайта. При этом на дизайнера также ложится немаловажная роль в построении хорошего юзабилити. Он должен учитывать удобство использования таких элементов как меню сайта, наличие всплывающих подсказок, расположение основных блоков в верхней части, не требующей прокрутки, перенасыщения дизайна анимацией, баннерами и т.д.

Следующим этапом и показателем хорошего юзабилити является правильная подача контента. Здесь важным является не только качественно и интересно написанный текст, но и его оформление. Если это большая «простыня» текста не разбитая на абзацы или подразделы, то надеяться на позитивные и длительные действия пользователя вряд ли стоит. В таком случае позитивным фактором, улучшающим восприятие контента, будет наличие поясняющих изображений или видео. Часть контента можно выполнить в виде инфографики, что значительно улучшить восприятие информации.

Все рассмотренные нами факторы, влияющие на юзабилити, в основном касались дизайна и оформления сайта, но нельзя упускать и такой показатель как скорость загрузки всего сайта и его отдельных страниц. Долгая загрузка страниц сайта, значительно увеличивает коэффициент отказов, что не может не повлиять на эффективность всего сайта, в том числе и позиции в результатах поисковой выдачи. Долгая загрузка может являться следствием перегрузки страницы «тяжелыми» элементами в виде больших изображений, flash анимации или видео. Подсказать такие моменты может сервис от Google PageSpeed, который анализирует страницу по скорости загрузки и указывает на возможные проблемные элементы.

Выполнив все приведенные выше действия можно надеяться, что сайт будет удобен для пользования, но реально оценить эффективность выполненных действий, можно лишь проведя специальное тестирование. Самым эффективным вариантом в таком случае является проверка сайта самими пользователями, но сбор откликов будет достаточно непростым. В таком случае лучшим будет вариант с привлечением специальной контрольной группы пользователей, которые смогут представить свое мнение с замечаниями по юзабилити.

Из автоматических инструментов можно отметить только «Вебвизор» из «Яндекс.Метрики», но его показания позволяют понять лишь самые явные ошибки. Существуют также и специальные программные комплексы, которые могут имитировать поведение пользователей на сайте, но их использование связано с большими финансовыми затратами, которые могут себе позволить только крупные бизнесы.

Разработка продуманного интерфейса сайта сочетающего в себе все элементы юзабилити, является сложной задачей, которую может выполнить не каждая студия. Показатель удобства использования сайта всегда был и остается приоритетным в разработке сайтов для наших клиентов, которые добиваются отличных результатов в своем бизнесе.